|
"Всякое ныне житейское" Вечер. В храме 65 человек, большинство раньше вместе не пело никогда. Позади насыщенный впечатлениями день, восемь часов почти непрерывного пения. Регент, седовласый священник со строгими глазами, дает тон. Он тоже устал, только что после перелета с другой части глобуса. Первая читка нот с листа, где не до эмоций и впечатлений, попасть бы в свою партию. Херувимская песнь. Их в репертуаре любого храма будет с десяток. Много, очень много написано уже. Много спето. Еще больше услышано. Почему-то именно эта стоит особняком. Она не затерта до дыр, ее мало записывали и еще меньше записывали так, что это потом можно слушать. Первые такты выглядят просто и незатейливо. Чистая, ровная мелодия. И вдруг дальше открывается музыка. Та самая. Что до мурашек и слез в глазах, от которых трудно видеть ноты. До самого сердца проходит. В самую суть. Без суеты и шума. Просто и о главном. «…всякое ныне отложим попечение…» Когда песнь закончилась несколько секунд была тишина. Каждый в своем сердце переживал эту мелодию заново и то какие струны она задела. – Ледковский написал это во время скорбей. Так и сказал «я ее выстрадал». Борис Михайлович потерял в тот период глаз от болезни. Из-за интриг он лишился места в Синоде и работал ночью на спичечной фабрике чтобы кормить семью. И тогда же, будучи в большой житейской трудности, он это написал. Помяните его в своих молитвах. – прервал тишину отец Андрей, который в Америке достаточно хорошо знаком с его семьей и потомками. Позже, в своей лекции он расскажет о Борисе Михайловиче подробнее, как он любил свое дело и ратовал о пении, как неустанно гармонизовал и писал музыку, как собирал рукописные ноты по зарубежным композиторам, бережно архивировал и издавал сборники. Говорил и о других выдающихся деятелях зарубежного гимнотворчества. О таких как Валерия Константиновна Хеке, писавшей стихиры по ночам, среди вдовства, нищеты и имея на руках троих маленьких детей. Ее трудами мы сегодня имеем например службу иконе Божьей Матери «Знамение» Курская-Коренная и молебен о благополучном воздушном путешествии. Отец Андрей Папков – гость певческого съезда, (ключар кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы в г. Де Плейнс шт. Иллинойс, США ред.) проходящего в Брисбене в последнюю неделю сентября. Его идейные организаторы, два лучших регента нашей епархии – Андрей Лаптев из Сиднея и Николай Коваленко из Мельбурна, вот уже много лет работают на благо развития церковного пения и повышения уровня качества клиросов. Этот съезд восьмой по счету и первый в нашем штате. И вот, все собрались вместе. Разные. Уже опытные певчие и те кто только делает свои первые шаги, русские и не только, даже греческие певцы захотели принять участие в съезде. Ведь программа была впечатляющей, с утра до ночи спевки, воркшопы и лекции. Как готовить голос и делать разминку показывал Николай Коваленко. Каждый певец получил отдельную книгу, где были собраны распевки на любой вкус от самых базовых до лихо закрученных канонов. Андрей Лаптев говорил о хоровой вокальной культуре звука, чем «церковная» постановка гласных отличается от оперной. Предмет ему близкий и знакомый, так как помимо управления хором кафедрального собора, Андрей профессиональный певец в опере. Именно под его руководством хор нашей епархии, частью которого мне повезло быть, занял первое место на международном фестивале «Хайнувка» в польском Белостоке в 2016 году. Большой двухчасовой урок по основам чтения квадратной нотации дал отец Андрей. Целый пласт певческой культуры хранит в себе этот стиль письма, который в современном обиходе почти исчез из употребления. Наталья Станько из Аделаиды, профессиональный теоретик и преподаватель, помогла начинающим в музыке разобраться в многообразии терминологии и различиях между названиями по американской и британской системной классификации. Протодиакон Александр Котляров провел очень актуальную беседу о том, как взаимодействуют на службе хор и алтарь, обратил внимание на литургическое значение каждого песнопения и что сейчас, в этот момент происходит. Ведь пение в литургии призвано только обрамлять священнодействие, не перетягивать на себя главную роль. И поэтому паузы в службе напрямую связаны с тем что происходит в алтаре и требуют тонкого понимания и внимательного отношения от клира, чтобы быть в идеальной синхронности и созвучии друг с другом. Кульминацией съезда были торжественные богослужения в Николаевском соборе и Богородице-Владимирском храме города. Впервые Брисбен посетил ковчег с мощами новомучеников и исповедников Российских, что придавало особую духовную радость этим дням. Одним из главных итогов съезда были горящие энтузиазмом глаза его участников. Особенно приятно видеть, что большая часть из них были совсем юными, но уже с полной ответственностью и самоотдачей погруженными в любимое дело. Ведь хор это прежде всего дисциплина и умение слушать себя и других, быть в гармонии с тем, что ты делаешь и как ты делаешь это. И организаторам удалось поделиться своим огоньком и зажечь его в других. Следующий съезд будет в Сиднее в Петропавловском соборе в 2018 году и я уверена станет таким же плодотворным, как и только что прошедший. А пока все участники обменялись контактными данными с новыми друзьями по духу и увезли каждый в свой приход частичку Брисбенского тепла и сборник нот, где среди всего прочего есть эта такая простая и такая гениальная херувимская песнь, написанная полвека назад регентом в Нью-Йорке. Анна Бигдан
|
|